Экологический пресс-клуб «Последняя среда», г. Владивосток, завершил мультимедийный проект «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует». Его итогом стало создание при поддержке Департамента внутренней политики Приморского края инновационного просветительского медиапродукта — 20 видероликов и брошюры о подводном мире Японского моря, с которыми познакомились уже почти 17 000 детей и взрослых.
В Приморье наглядным и уникальным дополнительным материалом для подростков о подводном мире залива Петра Великого стали «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует». «Уроки» в данном случае — название условное. Это 20 коротких увлекательных, познавательных и живых видеороликов о Японском море и его обитателях, которые размещены на платформе VK Видео в сообществе «Экологический пресс-клуб «Последняя среда». «Моря России», «Компасная медуза», «Морские звезды», «Золотая рыбка — камбала», «Японская мохнатоголовая собачка», «Промысловые крабы залива Петра Великого», «Четырехугольный волосатый краб», «Тихоокеанский кальмар», «Осьминог Дофлейна», «Трепанг дальневосточный», «Сивуч — северный морской лев Стеллера», «Дельфины», «Белуха», «Ларга — дальневосточная нерпа» «Морской лёд», «Микроводоросли и вирусы моря», «Гребешок приморский и другие», «Агономал хоботный», «Плоский морской ёж», «Серые и черные морские ежи» — эти видеоистории легко воспринимаются аудиторией 6+, и смотреть их можно в любом порядке. На начало ноября количество просмотров на платформе VK Видео превысило 7000.

Видеокарту проекта дополнила иллюстрированная 48-страничная брошюра альбомного формата с текстами 20 «Морских уроков» и QR–кодами для перехода на видео, изданная тиражом 2000 экз. для 500 школ Приморского края и презентации проекта на общественно-значимых мероприятиях. Она успешно используются в этом учебном году педагогами как дополнительный материал для экологического просвещения учащихся. Эти материалы не только дают представление о подводном мире Японского моря, но и воспитывают гордость за свой край, учат бережному отношению к природе, пробуждают интерес к морским профессиям, изучению моря, ликвидируют пробелы в знаниях.
«Морские уроки» созданы Межрегиональной общественной организацией «Экологический пресс-клуб «Последняя среда» с использованием средств субсидии из краевого бюджета, предоставленной по итогам конкурсного отбора социально ориентированных НКО в Приморском крае в 2024 году на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественно значимого проекта «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» в период с 01.11 2024 г. по 31.10.2025 г.
Пресс-клуб «Последняя среда» объединил в этом проекте профессионалов медиасферы, экспертов и школьников. Координировал видеоуроки, готовил сценарии и тексты почетный журналист Приморского края, шеф-редактор программного вещания КГБУ «Общественное телевидение Приморья» Владимир Ощенко. Подводные видео- и фотосъемки осуществил оператор Алексей Кондратюк, руководитель секции подводных исследований Приморского краевого отделения РГО. Здесь были использованы приобретенные за счет средств гранта подводные видеосветильники и экшн-камера GoPro. Достоверность информации сверял научный редактор проекта — старший научный сотрудник ННЦМБ ДВО РАН, кандидат биологических наук Сергей Масленников. Все тексты прошли через сито литературной правки писателя Василия Авченко. Смонтировала «Морские уроки» мастер телевизионной режиссуры Виктория Макарова, озвучил — технический директор Радио «Комсомольская правда» в Приморье Павел Патрикеев. Логотип «Морских уроков» разработала дизайнер Софья Окуловская, а оживил его в видеографике Антон Бабийчук. Дизайн и верстку 48-страничной брошюры, которую вернее бы, исходя из содержания, назвать книгой, сделала опытный редактор Марина Божко. Финансовую часть проекта вела бухгалтер Елена Лебедева, организовала работу команды автор идеи и руководитель проекта, президент МРОО «Экологический пресс-клуб «Последняя среда» Елена Старостина.

Особенностью проекта стало то, что вместе со взрослой командой профессионалов над созданием «Морских уроков» работала фокусная группа из 20 учеников 8«В» класса СОШ № 52 г. Владивостока во главе с классным руководителем, учителем географии Татьяной Рожицыной. С самого начала реализации проекта в классе регулярно проходили встречи с журналистами, морским биологом, оператором подводных съемок, которые погружали ребят в суть проекта и свою сферу деятельности. Подростки отсматривали видеоматериал и готовили предисловия к «Морском урокам», редактором которых стала студентка ВШКТВ ВВГУ Виктория Леонтьева. Каждый «Морской урок» — и в видео, и в брошюре, открывается предисловием ребят, что, как показала практика, повышает «кредит доверия» к «Морским урокам» со стороны сверстников и сразу заинтересовывает аудиторию.
Первая презентация проекта общественности состоялась 5 июня на IV Региональном форуме «Экология-2025» в здании Правительства Приморского края. А настоящее признание пришло в июле, когда видеоролики «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» вошли в число победителей XXI Международного фестиваля телевизионных программ и морской документалистики «Человек и море — 2025». Среди 180 телеработ, представленных на конкурс со всей России, морские видеоролики от пресс-клуба «Последняя среда» получили 2 место в номинации «Чистое море» и специальный приз фестиваля, что говорит о высоком творческом уровне медиапродукта. Как участники конкурсной программы, видеоролики «Морских уроков» транслировались в июле 2025 года на ГТРК «Владивосток» и по региональному телеканалу «Восток 24», который объединяет информационное пространство Дальневосточного федерального округа в интернет- и телеэфире. А история про морского дракончика залива Петра Великого — агономала хоботного — была показана на открытии фестиваля «Человек и море» во Владивостоке в кинотеатре «Уссури».

Брошюра «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует», яркая и познавательная, с текстами морских историй и QR–кодами для перехода на видео, вышла из печати тоже в июле 2025 г.. Первыми качество содержания, дизайна и полиграфии оценили журналисты ДФО на Школе экологической журналистики «Живая тайга», потом книгу представили на фестивале «Человек и море», далее — в Морском собрании Владивостока. А начиная с августовской научно-практической конференции педагогов Приморского края, она начала свой путь в муниципальные бюджетные образовательные учреждения Приморья, для которых и была предназначена большая часть тиража. И здесь уместно опереться на мнение экспертов.
«Содержание пособия «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» охватывает материал, начиная от беспозвоночных животных, заканчивая млекопитающими. И это позволяет его легко интегрировать в рабочие программы и по биологии, и по географии, а также использовать педагогами дополнительного образования. В чем важность такого пособия? Во-первых, это шаг к сближению детей, родителей наших школьников, с природой моря, в непосредственной близости к которому мы проживаем. Во-вторых, это шаг к познанию богатейшего мира морских экосистем. А в-третьих, подготовленные разработчиками проекта видеосюжеты, уникальные подводные съемки, текстовые материалы, фотографии никого не могут оставить равнодушными. Ещё в прошлом столетии Владимир Иванович Вернадский говорил о том, что, если вы хотите что-то изменить в сознании взрослеющего человека, старайтесь его удивлять. И у авторов это получилось. Они удивляют на каждой страничке. Удивляют фотографиями, возможностью тут же, читая текст, перейти по QR–коду на видео. В пособие вложена душа, профессиональный и жизненный опыт», — комментирует Елена Викторовна Меделян, главный эксперт Приморского краевого института развития образования.

Отзыв ученика 1 класса МБОУ ООШ № 14 с. Халкидон, Черниговский МО Евгения Шапкун, 7 лет: «Морские уроки — это здорово! Мне было очень интересно увидеть подводную жизнь! Там так красиво, что хочется самому поплавать с маской и посмотреть на это всё своими глазами!»
Отзыв учителя географии МБОУ ООШ № 14 с. Халкидон, Черниговский МО, Крыжановской Натальи Евгеньевны: «Проект «Морские уроки» стал настоящим открытием для учеников и меня самой. Эта уникальная возможность погрузить детей в удивительный мир морей и океанов. Благодаря этому проекту дети расширяют свой кругозор. Я убеждена, что подобные мероприятия необходимы каждой школе, ведь они способствуют развитию интереса к наукам и воспитывают ответственное отношение к окружающей среде».

Для того, чтобы увлечь «Морскими уроками» школьников, прежде всего надо было заинтересовать педагогов. Мы решали эту задача несколькими вариантами. Во-первых, адресной раздачей брошюры педагогам на августовской конференции, круглом столе «Формы и методы экологического образования и просвещения» в Приморском краевом институте развития образования и во время презентации проекта учителям географии и биологии на методических объединениях. Во-вторых, доставкой брошюры «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» в управления образования городских и муниципальных округов во время командировок пресс-клуба по краю и рассылкой тиража Почтой России с вложенными письмами-обращениями к педагогам от пресс-клуба «Последняя среда». В-третьих, проведением презентаций в образовательных, просветительских учреждениях, на социально-значимых общественных мероприятиях.


Так, мультимедийный проект «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» был включен в программу Дальневосточного Молодежного МедиаСаммита, который прошел во Владивостоком государственном университете в начале октября и собрал за три дня, по оценкам организаторов, Приморской организации Союза журналистов России, более 1000 участников. Здесь с «Морскими уроками» познакомились подростки из Медиастудии «Еж» г. Уссурийска, Студии «ШИП» Центра внешкольной работы пгт. Лучегорск, курсанты Уссурийского суворовского военного училища и другие ребята. В мероприятии в полном составе приняла участие школьная команда проекта «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» — теперь уже ученики 9 «В» класса СОШ №52 Владивостока. Площадка ВВГУ была им хорошо знакома: ведь именно здесь, в учебной студии Высшей школы кино и телевидения Владивостоксого государственного университета, были записаны предисловия к «Морским урокам». На Дальневосточном Молодежном МедиаСаммита каждый из 20 ребят, классный руководитель и партнеры были награждены почетными грамотами за личный вклад в создание «Морских уроков».

Важным этапом для продвижения проекта и идентификации моря как неотъемлемой части культурного кода приморцев стало в октябре участие пресс-клуба «Последняя среда» и членов команды «Морских уроков» в качестве спикеров в фестивале «Литература Тихоокеанской России» во Владивостоке. На лектории журналисты вместе с научным редактором представили общественности книгу «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует». Как сообщало ИА PrimaMedia со ссылкой на данные оргкомитета, около 7,5 тысяч человек стали гостями фестиваля «ЛиТР» за три дня проведения мероприятия. Благодаря этому событию, «Морские уроки» стали героями репортажей ГТРК «Владивосток», Общественного телевидения Приморья, ИА PrimaMedia, что значительно расширило аудиторию проекта.
В целом проект «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» за год проведения был освещен в 100 публикациях, сюжетах в СМИ и соцсетях. Важно, что с первой встречи с подростками 8 «В» класса 52 школы Владивостока — фокусной группой проекта, — их «взяла под крыло» программа «Морская» Общественного телевидения Приморья. В четырех выпусках передачи было рассказано о том, как участвуют в создании «Морских уроков» подростки и взрослые члены команды, что уже сделано. Это помогло ввести восьмиклассников в мир телевизионной журналистики и постоянно держать зрителей в курсе того, как продвигается проект. Выпуск программы «Морская» от 30 октября 2025 года, по сути, подвел итог большой работе, которая была проведена экологическим пресс-клубом «Последняя среда» всего лишь за один год при поддержке гранта Губернатора Приморского края.

20 «Морских уроков» созданы и доступны на платформе VK Видео в сообществе «Экологический пресс-клуб «Последняя среда». Книга «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует», соединившая в себе цифровые технологии, тексты видеоисторий об обитателях Японского моря и яркие иллюстрации, с успехом применяется педагогами в школах, детских садах Приморского края и, главное, нравится и детям, и взрослым. А значит, ещё будут долго жить и проникать в душу читателей и зрителей слова команды «Морских уроков», напечатанные в предисловии издания «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует»:
«Мы не вправе забывать о том, что Владивосток расположен на полуострове и нескольких островах, а Приморье, о чём говорит само его имя, — это край при море с протяжённостью береговой полосы в 1832 километра — от Самарги до Хасана. «Морские уроки» помогут в полной мере ощутить себя именно приморцем — человеком, живущим на берегу, почти что в прибойной полосе, и дышащим не только воздухом, но и солёной влагой. Не случайно же говорят: у тех, кто прожил в Приморье 8-10 лет, прорезаются жабры… Глубоководный мир — это целая вселенная, которая существует рядом с нами, буквально плещется у наших ног. Приглашаем вас к её открытию!»
Проект «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» получил поддержку Департамента внутренней политики администрации Приморского края. Партнеры проекта: КГБУ «Общественное телевидение Приморья», ООО «Лидер» — учредитель ИА PrimaMedia и других СМИ — сетевых изданий в ДФО, газета «Дальневосточные ведомости», международный музейно-выставочный комплекс «Достояние», АНО «Благое дело», МБОУ СОШ № 52 г. Владивостока, типография «Полиграф-Сервис-Плюс», Высшая школа кино и телевидения ВВГУ.
Информацию о событиях проекта «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» и других проектах Межрегиональной общественной организации «Экологический пресс-клуб «Последняя среда» можно получить на интернет-ресурсах СО НКО: на сайте пресс- клуба https://sreda-press.ru, в ТГ Живая тайга https://t.me/zhivaya_taiga, на платформе VK Видео в сообществе «Экологический пресс-клуб «Последняя среда» ВКонтакте https://vk.com/video/playlist/-225353284_2
P.S. Экологический пресс-клуб «Последняя среда» подготовил заявку на конкурс Фонда президентских грантов «Морские уроки для детей и взрослых: Тихоокеанская Россия». Если эксперты ФПГ её поддержат, опыт создания «Морских уроков» в Приморье будет расширен на шесть регионов Тихоокеанского побережья России, от Приморья до Чукотки. В новой серии видеоисторий будет рассказано об обитателях трех дальневосточных морей — Японского, Охотского, Берингова, об истории открытий и освоении Россией Тихоокеанского побережья. Фокусной группой проекта станут подростки Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, Магаданской, Сахалинской областей и Чукотского автономного округа, а читателями книги «Морские уроки для детей и взрослых: Тихоокеанская Россия» и зрителями новых «Морских уроков-2» — учащиеся 1300 школ 6 регионов ДФО.
«Будущее будет таким, каким мы его воспитаем сегодня. Другого не дано. Сможем вырастить и воспитать детей, желающих связать свою дальнейшую судьбу с Дальним Востоком — будет процветать этот край России, открытый почти 400 лет назад нашими предками. Будет и дальше развиваться и кормить страну рыбой морская житница России — дальневосточные моря — Японское, Охотское, Берингово. Поэтому наш эколого-правительский проект, открывающий глубину океана и историю его освоения, устремлен в будущее и, надеюсь, обречен на успех», — говорит руководитель проекта, президент межрегионального экологического пресс-клуба «Последняя среда», почетный работник охраны природы РФ Елена Старостина.
Поддержать проект «Морские уроки для детей и взрослых» и внести свой вклад в его продолжение можно на сайте экологического пресс-клуба «Последняя среда» по кнопке «ПОЖЕРТВОВАНИЕ».
На верхнем фото: Ученики школы № 1 Дальнегорска с брошюрой «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В»рекомендует». © Фото предоставлено МБОУ СОШ № 1 г. Дальнегорска