Итоги проекта «Тигриные уроки: Северное Приморье»
С 1 июня – 30 октября 2023 г. экологический пресс-клуб «Последняя среда» при поддержке конкурса «Море возможностей» Транспортной группы FESCO и содействии АНО «Развитие» реализовал в Приморском крае проект «Тигриные уроки: Северное Приморье».
Команда из пяти человек во главе с руководителем проекта, корреспондентом газеты «Пульс-Северное Приморье», членом экологического пресс-клуба «Последняя среда» Ольгой Корец (Левашовой) в полной мере реализовала задуманное. «Тигриные уроки» были проведены в Арсеньеве, Кавалерове, Дальнегорске, Самарке, Булыге-Фадеево (Чугуевский округ) и на Школе экологической журналистики «Живая тайга» на острове Попова (Владивосток). Такие интерактивные занятия пополнили знания детей и взрослых об амурском тигре и других диких животных, обитающих в Приморском крае, их повадках, системе охраны природы для профилактики и минимизации конфликтных ситуаций с крупными хищниками, способствовали воспитанию уважения к дикой природе и знанию правил поведения и предосторожности в лесу в местах обитания тигра, чтобы избежать возникновения конфликтной ситуации с крупными хищниками.
Почти все мероприятия превысили изначально поставленные показатели. Так, на «тигриных уроках» побывали 515 детей (а планировали 430) и 33 педагога из заявленных 30. 40 участников Школы экологической журналистики «Живая тайга», журналистов и экспертов, познакомились с «тигриным уроком» во время проведения Школы в 2023 году.
Три сотрудника КГКУ «Приморское лесничество» приняли участие в проведении «тигриных уроков». Проект «Тигриные уроки: Северное Приморье» поддержал на деле проект Минлесхоза Приморья «Школьные лесничества», и проводился, в том числе, по рекомендации нашего партнера Минлесхоза в школах, в которых действуют такие лесничества.
Большое внимание было уделено информированию общественности о проекте. Вышло 62 публикации (из заявленных не менее 30 сообщений) в газете и ТГ-канале газеты «Пульс-Северное Приморье» при содействии главного редактора газеты и члена команды проекта Ирины Гладких, в ТГ «Живая тайга», на сайте пресс-клуба «Последняя среда» и в других СМИ.
Стратегически важным для информационного продвижения стало то, что проект «Тигриные уроки» был представлен в июне 2023 года на 10 Дальневосточном МедиаСаммите, в интервью журналиста ГТРК «Владивосток» Виктории Шандыбиной с журналистом газеты «Пульс-Северное Приморье», членом пресс-клуба «Последняя среда» Ольгой Левашовой (Корец) о проекте. В июне репортаж о «тигрином уроке» на станции юных натуралистов в Арсеньеве был снят журналистом ОТВ-Прим. А сверхэффектом можно считать то, что во время реализации проекта Ольга Левашова (Корец) стала финалистом престижной Дальневосточной общественной премии «Неравнодушный гражданин» за «Тигриные уроки».
Была налажена обратная связь с участниками тигриных уроков: получено 57 письменных отзывов школьников и учителей о «Тигриных уроках» (вместо заявленных 50), плюс в ходе реализации возникла идея и собрано еще 42 видео отзыва о проекте. Они вошли в итоговый видеоролик о проекте, который был подготовлен Ольгой Левашовой и Евгенией Чедлеевой.
«В каждом отряде пришкольного летнего лагеря и в каждом классе в первую очередь мы ориентировались на интерес детей и кроме основных вещей старались рассказать много примеров и реальных случаев из жизни. По опыту, это очень заинтересовывает и детей, и взрослых. Так что каждый Тигриный урок был уникальным, в то же самое время максимально эффективным для конкретной группы учеников. В сентябре, когда команда проекта приехала в с. Самарка и с. Булыга-Фадеево Чугуевского округа, в школах фактически был проведен не просто урок, а целый тигриный день. В Самарке были проведены 4 занятия у 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса, с участием 100 детей и 5 педагогов. В Булыге-Фадеево – 3 занятия для более чем 95 учеников и 5 педагогов. Дети ловили каждое слово, в конце аплодировали. Таким образом, Тигриные уроки неоднократно проверены на качество самыми неподкупными судьями – детьми! Их не обманешь!» – отмечает руководитель проекта, корреспондент газеты «Пульс-Северное Приморье», член экологического пресс-клуба «Последняя среда» Ольга Корец (Левашова).
Благодаря грантовой поддержке от FESCO была подготовлена материальная база проекта и осуществлены командировки в северные районы края. Все ребята получили в подарок наклейки с логотипом «Тигриного урока», разработанного дизайнером Софьей Окуловской, и Сертификат участника со своей фамилией, логотипом проекта, логотипами организаторов и партнеров проекта — пресс-клуба «Последняя среда», краевой газеты «Пульс-Северное Приморье», конкурса Море возможностей FESCO, АНО «Развитие» и – с правилами поведения в местах обитания тигра от Минлесхоза Приморского края на обратной стороне сертификата.
Дети смогли увидеть тигра в натуральную величину и оценить его размеры благодаря баннеру с тигром, разработанному и напечатанному для проекта. На каждом уроке размещался баннер с лого проекта и логотипами партнеров. А оригинальное игровое поле «Дикие и домашние животные», придуманное Ольгой Левашовой и воплощенное в картинку дизайнером пресс-клуба, использовалось для игрового момента урока. Были подготовлены и напечатаны тезисы «Тигриных уроков» для педагогов и участников школы «Живая тайга». Уроки велись Ольгой Левашовой в футболке с лого проекта. Считаем, что в таком комплексном формате «Тигриный урок» как инновационный образовательный продукт сформирован полностью. Однако, в зависимости от новых данных учетов амурского тигра во всем ареале, которые проводятся государством 1 раз в 10 лет, должен дополняться новыми сведениями. И, конечно, желательно участие специалистов Минлесхоза Приморья на каждом таком уроке. Это реально важно: как оказалось, многие ребята ничего не знают о профессии инспектора государственного охотничьего и лесного надзора. А ведь им предстоит жить и работать в Приморье, таежном крае.
Отдельным пунктом важно рассказать о тех сверхэффектах, которых удалось добиться уже после завершения всех мероприятий проекта. Как мы и мечтали, задумывая этот проект – тигриные уроки поселились в сердцах их участников и зажили своей жизнью. «Тигриные уроки» так или иначе повлияли на всех участников проекта, а где-то даже опыт повторен.
Например, после того, как тигриные уроки были проведены в Дальнегорске, в отряде летнего пришкольного лагеря Людмилы Казариной (школа № 21), она вместе с воспитанниками провела их еще раз для тех, кто в тот день отсутствовал. Учитель рассказывала, а ученики помогали ей и потом вручали своим товарищам сертификаты и наклейки.
В кавалеровской школе № 2, как рассказала учитель начальных классов Ольга Бобовская, элементы тигриных уроков она включила в беседу перед конкурсом – семь её третьеклашек приняли участие в районном конкурсе «Пластилиновый тигренок», который проводился в конце сентября, все получили грамоту за участие, двое заняли третьи места, Алла Панасюк – первое. Её поделка называется «Тигренок-листик».
В с. Булыга-Фадеево и ребят, и руководителя школьного лесничества Дарью Гладких буквально влюбил в себя тигр в натуральную величину, они себе тоже такого захотели. Теперь готовят образовательную среду, особое место в которой займет такой же тигр, взяли нашу идею за основу, распечатают его в полный рост, готовят сопроводительную ознакомительную информацию. Понравилась в школе и игра «Дикие и домашние животные»: переняли опыт, заказали себе фигурки животных и проводили уже такую игру с детьми.
Педагог Ольга Малютина из с. Самарка Чугуевского округа часто пользуется тезисами тигриных уроков на уроках биологии, но главное, она со своими ребятами из школьного лесничества провела тигриные занятия для учеников 1 и 2 классов, а затем в детском саду.
Попробовали себя на педагогическом попроще и журналисты. В ноябре опыт проведения «тигриных уроков», благодаря членам пресс-клуба «Последняя среда» Виктории Шандыбиной, корреспонденту ВГТРК «Владивосток», и сотрудникам Транспортной группы FESCO Александру Хитрову, Дарье Червовой (также членам нашего пресс-клуба) был повторен в 2 школах Владивостока и представлен в сюжетах ОТВ-Прим и ГТРК «Владивосток».
Так что проект «Тигриные уроки: Северное Приморье» продолжает жить и нашел своих сподвижников и среди детей, педагогов и журналистов!