Проект пресс-клуба «Последняя среда» «Тигриные уроки: Северное Приморье», который победил в этом году в конкурсе «Море возможностей» Транспортной группы FESCO, стартовал только полтора месяца назад, но уже проведена половина запланированных мероприятий: мы объехали север Приморского края!
20 июня команда проекта побывала с тигриными уроками в Арсеньеве, 28 июня – в двух школах Дальнегорска, а 6 и 7 июля — в двух школах поселка Кавалерово. Мы познакомились с замечательными педагогами и ребятами, рассказали о них на страницах нашего партнера – газеты «Пульс — Северное Приморье», в телеграм-каналах газеты и «Живая тайга».
Всем участникам «Тигриных уроков» вручены сертификаты. г. Арсеньев, автор фото: Ольга Левашова.
Своими впечатлениями делится Ольга Левашова, руководитель проекта «Тигриные уроки: Северное Приморье», член пресс-клуба «Последняя среда», журналист газеты «Пульс — Северное Приморье»:
«В Арсеньеве мы проводили наши беседы в юннатке – Центре внешкольной работы Арсеньевского городского округа, в которой давно и целенаправленно занимаются с детьми экологическим воспитанием, где есть школьное лесничество. Там были учащиеся, которые продемонстрировали такие знания, что их можно было ставить рядом с собой и просить помогать рассказывать об охране животных! Невероятно приятно было встретить настоящих юных натуралистов, «в экологической теме», замотивированных на защиту природы, активных, думающих. Но таких ребят можно только воспитать, это огромные усилия педагогов! По опыту Чугуевского округа, где мы два года ведем занятия об амурском тигре, знаю, что дети, с которыми специально не занимаются экологическим просвещением, имеют самые поверхностные знания или не имеют их вовсе.
Отделение экологии и туризма г. Арсеньева, в зелёных футболках ребята из школьного лесничества, автор фото: Ольга Архипова
Во всех школах, где мы бывали, мы видели тигров – на рисунках детей, в виде поделок, на календарях, баннерах… В Кавалерово один из отрядов школы № 2 специально подготовился к нашей встрече: ребята надели тигриные лапки и ушки, которые они мастерили своими руками для одного из районных конкурсов, так что получилось, что «Тигриный урок» мы проводили симпатичным «тигряткам».
Школа номер 1, пгт. Кавалерово, автор фото: Ирина Гладких.
Радует, что для многих ребят «Тигриные уроки» приоткрывают новую область знаний, связанную с системой охраны диких животных в Приморье. И тут есть о чем говорить и думать. Например, в Дальнегорске и Кавалерово дети не знали, что такое охота, путали её с браконьерством. А ведь цивилизованное охотничье хозяйство тоже имеет свои мини-заповедные зоны, помогает поддерживать популяцию копытных животных, особенно в многоснежные зимы, а значит, помогает сохранять и амурского тигра. Для многих стало открытием, что в Приморье обитает дальневосточный леопард, изюбрь и другие таежные звери. Что удивило, так это то, что дети совсем не знают о профессии инспектора госохотнадзора! А ведь эта такая крутая профессия, по- настоящему мужская, очень интересная и нужная в Приморье! Это значит, что наша работа по проекту «Тигриные уроки» ещё более актуальна, чем мы думали. Ведь как выбрать своей судьбой защиту природы, если ничего об этом не знаешь? И мы с удовольствием рассказываем, потому что считаем важным устранять пробел в этой области знаний Потому что, гордясь тем, что сохранили амурского тигра, мы гордимся и работой инспекторов государственного охотничьего надзора в том числе! Надеемся, что благодаря этим беседам среди ребят окажутся будущие защитники диких обитателей нашей тайги, в том числе тигра и леопарда.
Самое важное в этих беседах, играх, вопросах-ответах – заинтересовать ребят, желание узнавать больше о природе, которая их окружает. В конце урока мы дарили школьникам сертификаты участников «Тигриных уроков» с памяткой, подготовленной Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, как вести себя в местах обитания тигра, а педагогам – тезисы наших бесед.
Кстати, в Кавалерово в школах №1 и №2, где мы были, помимо учителей на занятиях были и ребята из педагогических классов. Они активно задавали вопросы, прониклись темой сохранения амурского тигра и обещали провести в своих школах «Тигриные уроки» уже самостоятельно. Так что, делаем ставку на начинающих педагогов!
А еще мы рассказывали на занятиях про школьные лесничества, которые активно создаются во многих районах Приморья. В Дальнегорске педагоги заинтересовались этим проектом краевого Минлесхоза и, надеемся, здесь тоже появится школьное лесничество, пока там нет ни одного».
Отзывы детей и педагогов о занятиях «Тигриные уроки»
Таисия Карнаух, юный натуралист, г. Арсеньев: «Тигру нельзя смотреть в глаза, потому что ему это может не понравиться, и он включит программу «атаковать», нельзя убегать от тигра и поворачиваться к нему спиной».
Василина Логинова, юный натуралист, г. Арсеньев: «Очень понравился урок, потому что я вообще не представляла, какого тигр может быть размера, а сейчас знаю, насколько он большой и красивый».
Вот такие симпатичные тигрята ждали нас в школе номер 2 пгт. Кавалерово, автор фото: Ольга Левашова.
Доминика Коломейчук, ученица начальных классов школы № 2 пгт. Кавалерово: «Я много узнала на тигриных уроках, и я решила, что буду изучать диких животных, когда вырасту».
Людмила Аркадьевна Зайцева, преподаватель школы №2 пгт. Кавалерово: «Я думаю, что это замечательная идея, подвижничество, можно сказать – познакомить детей и жителей Приморского края с жизнью тигра, с особенностями поведения этого животного. Ну и, конечно же, это предупредительные, скажем так, уроки, чтобы научить детей и нас, взрослых, вести себя правильно, живя с таким замечательным и интересным соседом как наш амурский тигр».
Артур Велич, ученик 10 педагогического класса школы № 2 пгт. Кавалерово: «На тигриных уроках я узнал много нового о дальневосточном леопарде и амурском тигре, что их нужно оберегать и заботиться о них. Также я узнал о том, как вести себя в конфликтных ситуациях с этими дикими животными. Узнал, что на самом деле они агрессивные, только если создать самому конфликтную ситуацию».
Андрей Токарев, ученик школы № 1 пгт. Кавалерово: «Я узнал о том, что тигры, оказывается, не злые, они благородные. Они достигают до 3 метров и примерного роста как я. Не знал об этом. В жизни мне эти знания пригодятся, если я пойду в лес».
Дмитрий Александрович Вишневский, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания школы № 1 пгт. Кавалерово: «Большое спасибо за проведенный урок, было очень интересно, познавательно. Даже я узнал много нового, что даже и не подозревал. У меня старшеклассники, 11 класс, можно и им рассказать на внеклассном мероприятии, тем более, что теперь у меня есть тезисы урока».
«Тигриные уроки» в школе номер 21, г. Дальнегорск, автор фото: Людмила Казарина.
Захар Алексеевич Забавников, педагог дополнительного образования школы г. Дальнегорска: «Спасибо вам за мероприятие, очень много узнали о тигре, об их жизни, опасностях, узнали, как вести себя в конфликтной ситуации – не показывать себя жертвой, не вести себя агрессивно и потихонечку пятиться назад».
Александр Дементьев, ученик начальных классов школы № 21 г. Дальнегорска: «Мне очень понравилось. Я узнал, что надо делать, если тигр пришел в город или поселок какой-нибудь, надо прятать собак».
Людмила Анатольевна Казарина, воспитатель второго отряда пришкольного лагеря г. Дальнегорск, школа № 21: «Очень интересные факты мы узнали о тиграх: чем они питаются, где обитают, какой рост, как себя вести, если вдруг встретил тигра в лесу. Детям было очень интересно, познавательно, они с удовольствием приняли участие в уроке. Мне тоже было интересно, были такие моменты, которых я не знала. Так доступно было рассказано и показано, спасибо вам большое!»
Проект пресс-клуба «Последняя среда» «Тигриные уроки: Северное Приморье» стал возможен благодаря грантовой поддержке транспортной группы FESCO и конкурсу социальных проектов «Море возможностей», оператором которого в Приморье является АНО «Развитие».
На верхнем фото: «Тигриные уроки», школа номер 2, пгт. Кавалерово, автор фото Анна Шевченко.