О крабах и не только: встреча в 8 «В»

23 января 2025 г.

Известный морской биолог Сергей Масленников побывал в гостях у школьников — участников проекта «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует». Этот проект реализуется экологическим пресс-клубом «Последняя среда» при поддержке гранта Губернатора Приморского края и предполагает создание 20 познавательных видеоуроков и брошюры о подводном мире Японского моря.

Вместе с профессионалами медиасферы в работе над проектом задействована фокусная группа из 8 «В» класса СОШ № 52 г. Владивостока — ребята готовят свои предисловия к Морским видеоурокам. А чтобы все сведения были достоверны, научным консультантом проекта является кандидат биологических наук Сергей Масленников, руководитель Центра аквакультуры и прибрежных ресурсов, старший научный сотрудник ННЦМБ ДВО РАН. Он и стал на этой неделе гостем восьмиклассников. Отметим, что встреча с экспертами, настоящими профессионалами своего дела — тоже часть проекта, который выполняет, в том числе, и профориентационную функцию для подростков.

Морской биолог с именем, которое известно по всей России и в сопредельных странах Азии, рассказал 8 «В» классу о двух темах: о разных видах крабов и их месте в экосистеме дальневосточных морей, и о концепции искусственных рифов — какими они могут, а какими не должны быть — и их значении для марикультуры.

Своими впечатлениями от урока делится Сергей Масленников. Фото: Елена Старостина / экологический пресс-клуб «Последняя среда».

Остановился ученый и на масштабной работе, которую вместе с коллегами ведет в Национальном научном центре морской биологии ДВО РАН по искусственному воспроизводству и аквакультуре японского мохнаторукого краба, самого потребляемого в мире. Как отметил Сергей Масленников: «Введение нового объекта в культуру происходит редко. Мы — единственные в стране и Европе, кто сделал мохнаторукого краба объектом культивирования».

Такая работа морских биологов требует не только дальнейшего финансирования, но и, конечно, увлеченных людей, будущих исследователей, многие из которых ещё сидят за школьной партой и только определяются с выбором профессии.

Своими впечатлениями о необычном уроке ребят попросил поделиться журналист Владимир Ощенко, автор программы «Морская» ОТВ-Прим, координатор видеоконтента проекта «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует».

«Я считаю, что жители Приморья мало знают о море, рядом с которым они живут. Я вот, например, не знал, каких размеров бывают крабы, и как появились их названия. Я считаю, что надо знать свой край и поэтому сегодня внимательно слушал», — говорит Григорий Семишин, ученик 8 «В» класса школы № 52 г. Владивостока.

Интервью дает Тимур Кузнецов. Фото: Елена Старостина / экологический пресс-клуб «Последняя среда».

«Оказывается, чтобы крабам начать размножаться, им нужно 8 лет. Ещё я узнал, что при высокой температуре они растут лучше, но у них более высокая смертность, а при низкой они хуже растут, но смертность ниже», — делится новыми знаниями Тимур Кузнецов.

Интервью ОТВ-Прим дает Егор Петров. Фото: Елена Старостина / экологический пресс-клуб «Последняя среда».

«Я узнал, какого маленького размера могут быть крабы, разновидности крабов и вообще их значение для экосистемы, про морских ежей и морскую капусту», — говорит Егор Петров. 

После звонка и окончания уроков от доцента Сергея Масленникова отправляемся с ним в учительскую, где спрашиваем о его впечатлении о такой необычной для него аудитории, все-таки в своей повседневной деятельности он читает лекции студентам, аспирантам, делает доклады для коллег — кандидатов и докторов наук, профессоров и доцентов.

На уроке  с учениками 8 «В». Фото: Елена Старостина / экологический пресс-клуб «Последняя среда».

«У восьмиклассников, думаю, достаточно цепкая память, может быть, даже то, что они не очень хорошо поняли, они потом найдут время осмыслить. Я рассказывал для детей так же, как для взрослых, только лучше! Поэтому я специально даже сильно не упрощал лекцию. Рассказал её просто как для взрослых людей, которые не очень сильно погружены в эту научную проблему. Ну и всем интересно, конечно, смотреть на малька-краба. Этот эффект для и взрослых, и детей наблюдался, —  говорит Сергей Масленников, ст.н.с. ННЦМБ ДВО РАН, руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов. — Ну а смена системы преподавания, смена лектора, ну ненадолго, такая перебивка, она полезна, это очень сильно увеличивает интерес, собственно, к образованию, к знаниям».

Часть ребят из 8 «В» — фокусная группа проекта «Морские уроки». Фото: Елена Старостина / экологический пресс-клуб «Последняя среда».

23 января на Общественном телевидении Приморья в эфир вышла программа «Морская», которая рассказывает об этой встрече и о проекте «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует».

Проект «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует», получивший поддержку Департамента внутренней политики администрации Приморского края. поддержали: КГБУ «Общественное телевидение Приморья»; ООО «Лидер» — учредитель ИА PrimaMedia и других СМИ — сетевых изданий в ДФО, газета «Дальневосточные ведомости», международный музейно-выставочный комплекс «Достояние», АНО «Благое дело», администрация СОШ № 52 г. Владивостока, типография «Полиграф-Сервис-Плюс», Высшая школа кино и телевидения ВВГУ. Информацию о событиях проекта «Морские уроки для детей и взрослых: 8 «В» рекомендует» и других проектах Межрегиональной общественной организации «Экологический пресс-клуб «Последняя среда» можно получить на интернет-ресурсах СО НКО: на сайте экологического пресс-клуба «Последняя среда», в ТГ Живая тайга, в сообществе Живая тайга ВКонтакте. 

Экологический пресс-клуб «Последняя среда»