15 декабря 2022 года, «Дальневосточные ведомости»
Бывалый таёжник, мастер документального кино: «Помните, что ваша фильма получит Гран-при обязательно, осталось только снять как следует!»
Ну вот какого лешего ты, звериный киношник с таким стажем и с такими успехами, пишешь книжки про всякую фигню? Напиши учебник, как снимать зверей, — и выйдет с тебя толк, и будет тебе всеобщая благодарность! Подобные вещи я всё чаще слышу в последнее время. Надоело отнекиваться. Притомился отказываться. Устал откладывать на завтра. Сажусь и пишу учебник. А вдруг и впрямь кому пригодится. Со всем возможным азартом постараюсь предложить вам пособие… самое краткое на свете. Поехали…
1. Оборудование и снаряжение
Камера.
Вот только не ждите от меня конкретное название конкретного агрегата! Десять лет назад именно этот вопрос был главным и первостепенным. Ибо на свете существовало всего несколько съёмочных аппаратов, способных качественно работать в таких условиях, выдавая пригодную для профессионального монтажа запись. Сегодня вам полегчало. Камер таких немало у всех ведущих производителей. Главное при выборе аппарата — его способность снимать в чёрт знает каких погодных условиях и возможность подключения сменной оптики.
Вот на оптике и остановимся подробнее.
Мой многолетний и постоянный спутник — Canon 100-400L. Просто восхитительный агрегат, способный переносить любые нагрузки и злоключения горно-таёжной жизни и оставаться в строю. Это не мой личный выбор. Гляньте в кофр парня из BBC или Animal Planet — и вы непременно обнаружите там этот объектив! Согласен, агрегат весьма недешёвый. Но он того стОит…
Штатив.
Обязателен. Вопрос: какой именно? Ответ: коль уж вы забрались чёрт знает куда, штатив должен обеспечивать плавное панорамирование вашей камеры. То есть фотоштатив тут не сгодится по определению. Готовьте себя к расходам на видеоштатив. Какой именно? Вопрос не ко мне. Мы с Геннадием Шаликовым* много лет пользовали дальтелефильмовский киноштатив весом под семнадцать килограммов. Агрегат идеальный, он и сейчас в строю. Но где вам такой взять? И готовы ли вы таскать на себе эдакую тяжесть? Так что решайте сами, какой именно вам необходим. Методом личных проб и ошибок.
Ну и вдобавок — мелочи, которые на самом деле мелочами не являются и зачастую именно они обеспечивают успех съёмки.
Фонарь.
Не буду затруднять вас рекламой конкретной модели конкретной фирмы. Выбирайте сами на свой вкус. Обязательность лишь в том, что он должен быть максимально влагостойким и максимально долгоиграющим на своём заряде. Однажды безлунной ночью мне удалось разбить при падении в воду на ключе один фонарик… и тут же утопить второй. Пришлось ковылять на базу четыре версты при свете зажигалки. Не рекомендую повторять это приключение! Оно вам решительно ни к чему. Тайга найдёт вам сама их, приключений.
Сменный комплект сухой обуви и одежды.
Таскать его с собой при наличии стольких более важных грузов противно, невыносимо. Но однажды вы сорок раз поблагодарите себя и меня за то, что этот комплект при вас, а не остался лежать в тёплом и сухом автомобиле…
2. Выбор места или создание места съёмки
Чаще всего вам предстоит и выбор, и создание в одном флаконе.
Простенький примерчик. Вам нужны звери, толпой плывущие через реку. Ползайте по карте Амура сколько влезет, однако лучшего места, чем ежегодная массовая переправа косуль через речку Нору вам не найти. Но, вовремя прибыв на место переправы косуль, вам предстоит смастерить идеальный скрадок, который и снимать комфортно позволит, и зверей не отпугнёт. А в идеале вы воспользуетесь скрадком, который смастерили в прошлый сезон и к которому звери уже притерпелись. Однако за год сооружение явно пострадало, так что усилия и время на его ремонт и косметику всенепременно планируйте. Коли такого насиженного места не существует — вот три простых правила его создания:
— скрадок должен максимально вписываться в окружающую среду, а не торчать в ней рукотворным памятником, как три тополя на Плющихе;
— скрадок должен быть максимально надёжно закреплён на земле, чтобы не улететь от вас в порывах урагана;
— при этом он должен быть максимально удобен для всевозможных двигательных действий оператора;
— и рядом обязательно нужен другой скрадок, позволяющий снимать этих же коз с другого ракурса. А в идеале в этом втором скрадке нужен второй оператор, снимающий те же моменты, что и вы.
3.Способы съёмки
Не жалейте плёнку и не бойтесь съёмки повторов! Опять же конкретный примерчик. У меня этих плывущих косуль уже три часа отснято. Заходит в воду очередная группа. Три самки и самец. Мне они уже по барабану, их есть у меня, я хладнокровно протираю линзу объектива. И тут плывущий козёл вдруг нападает на одну из самок, жестоко бьёт её рогами, она панически разворачивается и бросается обратно на берег… После пары таких уроков Солкин снимает ВСЁ, что шевелится, а в ночной кромешной тьме сидит у костра и мучительно ликвидирует лишнее, освобождая драгоценное место для новых съёмок.
Отсюда и ещё один суровый урок: запас плёнки/места на диске у вас должен быть просто-напросто гигантским, заведомо превышающим возможность 24 часов записи.
И ещё одна обязательная «мелочь»: никогда не ленитесь отвлекать себя на съёмку просто состояния природы. Вот порыв ветра обеспечил обильный листопад прямо в воду. А вы прощёлкали клювом, ожидая косуль. Дождались. Косули плывут, собирая на себя осенние листья. А ведь обильный листопад-то был бы весьма к месту в кадре!
4. Добровольные помощники
Их у вас в лесу много. Практически все жители тайги. Они круглые сутки громко оповещают друг друга обо всём, что происходит вокруг. И вас таким образом тоже оповещают. Остаётся лишь потрудиться понимать их язык. По крайней мере, весьма кстати различать по крикам междоусобную ссору двух поползней и сопровождение птицами крупного зверя. Так что вот вам мой добрый бесплатный совет: лёжа дома на мягком тёплом диване, потрудитесь отслушать определители разного характера криков таёжных птиц. Не пожалеете! После такого урока лес добровольно и бесплатно откроет вам кучу своих тайн. Тайга многоголосо сообщит вам, когда пора включать камеру и куда надобно объектив направить. И будет вам фарт!
5. Проблемы и трудности
Номер раз.
Вы в скрадке. Камера наготове. Секундомер тикает. А зверь… не приходит. Не приходит нынче. Не приходит на следующий день. Он придёт. Непременно придёт… Ровно через сутки после вашего вынужденного отъезда в город. Что тут я могу посоветовать? Имейте заранее согласованный график, позволяющий вам продлить сидение в скрадке на пару суток. Весьма часто весьма выручает.
Номер два.
Зверь пришёл. А камера у вас не включается. И непонятно, в чём причина! Трагинервически пытаться нажимать разные кнопки — затея пустая. А вот непустая затея — вы спокойно и бесшумно вынимаете из мешочка… вторую камеру. Она заряжена, отстроена под тот же баланс, снаряжена под тот же штатив. И вы продолжаете съёмку… Вот тут я реально вижу, как читатель начинает ехидно ржать, мол, а если вторая камера тоже не заработает, ты, дорогуша, вынимаешь из другого мешочка третью камеру… Я лично ничего смешного в этом не наблюдаю. Третьей рабочей камеры у автора ни разу не бывало. Беден.
И номер три.
Вы оправданно ждали леопарда. А в вашу студию припёрся медведь. Вы, разумеется, кинулись снимать гостя незваного. Но он одним рывком оборвал все ваши тросики, утащил еду за скалу, и оттуда раздаётся азартное чавканье с чмоканьем. Не спешите впадать в отчаяние, хоть, конечно, очень хочется. И камеру не гасите. Косолапый обязательно вернётся в студию и тщательно проверит, не осталось ли ещё чего-нибудь на закусь. Это я не теории тут развожу. Я вспоминаю чисто реальный конкретный случай из собственной практики. Правда, на этом случай тот не закончился. Сожрав всё найденное, косолапый полез проверять, нет ли чего на десерт в скрадке. Пришлось стрелять в упор на поражение. Без вариантов.
Отсюда номер четыре. Он же крайний и основной.
НИКАКОЙ УНИКАЛЬНЫЙ КИНОКАДР ДИКОГО ЗВЕРЯ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ НЕ СТОИТ ВАШЕЙ ДРАГОЦЕННОЙ ЖИЗНИ.
Мы с Генкой Шаликовым всю свою киношную жизнь это правило нарушали.
6. Шутливые подсказки
Помните, что, если вам приспичило поворковать в телефон с… любимым человечком, объект съёмки припрётся в студию именно в этот момент. И обиженно удалится на много дней. А то и насовсем. Вот.
Помните, что это не вы перехитрили зверя. Это зверь решил прощать вам ваше присутствие в его столовой. Он считает, что это он перехитрил вас. И он в любую секунду может передумать.
Помните, что зрителю, если честно, глубоко плевать, сколько личных жертв вы принесли, сняв это звериное кино. Ему интересно само кино, если оно интересное, а не вы. Вот.
Забудьте о своих прежних успехах и удачах. Снимайте эту фильму как с нуля, как премьеру, как ключик в профессию, даже если она у вас… десятая по счёту. Каждая звериная фильма — это ваша премьера. Вот.
Забудьте, что на свете есть иноземные киномонстры, снимающие диких зверей с отрядами операторов, с миллионными расходами. На свете сейчас есть только один звериный киношник. И этот киношник — вы. Вот.
Забудьте, что ваша прошлая фильма не получила Grand prix. Помните, что эта получит обязательно, осталось только снять как следует. Вот.
Забудьте, что вы читали этот учебник. Вы всё сами знаете и сами всё умеете! И на этом позвольте откланяться. И да будет ваша линза самой зоркой, шустрой и точной!!!
Добрых вам рассветов и закатов, вкусной воды из таёжного ключа, да шикарных зверей в кадре!
И миллионы вам благодарных зрителей!
Ваш Василий СОЛКИН.
Фото автора; рисунок художника Александра Арсененко из книги «Последний Робин Гуд»
* Геннадий Шаликов — кинооператор, фотограф, режиссёр, снявший больше 40 документальных фильмов о природе бассейна Амура. Член Союза кинематографистов России. Умер в 2018 году.
Досье ДВВ
Друг «Дальневосточных ведомостей» и эксперт радио «Владивосток FM» Василий Солкин — звезда российской и, не побоимся этого слова, мировой кинодокументалистики о дикой природе. Хотя человек он весьма скромный.
Наш герой родился на Вятке. Окончил факультет военной журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Потомок охотников, оказавшись на Дальнем Востоке, всё свободное время он проводил в тайге.
Свою основную работу в Приморье Василий начинал как военный журналист ТОФ. Затем трудился на научной ниве — в Тихоокеанском институте географии. Там он оказался в компании «первопроходцев», осваивающих методы отлова живых тигров и леопардов для проекта радиотрекинга. Затем решил совместить две профессии и без отрыва от научного производства создал маленький медиахолдинг «Зов тайги». Фильмы про дикую природу, включая хит «Пятнистая семейка», завоевали множество призов на российских и международных кинофестивалях. Многие годы Солкин возглавлял отдел по связям с общественностью Амурского филиала крупной российской природоохранной организации. Ещё одна его важная миссия — руководитель оргкомитета Дальневосточного конкурса природоохранной журналистики «Живая тайга».
Автор книги «Последний Робин Гуд».
В 2014 году указом президента России «за трудовые успехи, значительный вклад в развитие России, заслуги в гуманитарной сфере, активную общественную деятельность» Василий Солкин награждён орденом Почёта.
Целью своей жизни Василий Анатольевич Солкин считает сохранение дальневосточного леопарда — редчайшей кошки на планете. Поэтому из всех его документальных фильмов, посвящённых этому зверю, только один рассказывает о леопарде, а все остальные — это призыв его сохранить.
15 декабря 2022 года, «Дальневосточные ведомости»